Сикстинская капелла сотворение адама

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Сотворение мира — часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла (домовая церковь римских пап в Ватикане) выстроена в 1475-81 гг. во времена папы Сикста IV. и стенки ее сейчас украшают фрески превосходных мастеров того времени. На своде же изначально было нарисовано усыпанное звездами небо, и в 1508 году отец Юлий II поручил тридцатитрехлетнему Микеланджело расписать его. Живописец совершил воистину неосуществимое: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. м более 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техника так называемой чистой фрески, росписи по сырой штукатурке, весьма сложна, потому, что требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в очень неудобной позе — лежа на намерено сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод фактически в одиночку: подмастерьям поручались только незначительные детали обрамлений. Для каждой фигуры живописец делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было нереально, пока работу закрывали леса. Тем поразительнее совершенство фрески!

Микеланджело — не только скульптор, художник, архитектор, но и красивый поэт — был чутким читателем Библии, и отысканная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, появлявшегося в течении столетий, складывающегося из множества книг, каковые, очень сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, однако, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена либо отдельная фигура, закончены и самодостаточны, но они естественно вливаются в неспециализированную композицию, подчинены единому ритму, а повторяющиеся элементы обрамления фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали уподобляют роспись сложному орнаменту, как будто бы сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллы

Человек не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и красивых работ Микеланджело. В отличие от других мастеров ренесанса, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, — природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал лишь одно средство ясности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, только там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность живописца на главном как запрещено более под стать стилю библейских сказаний, в которых выполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация эмоций впечатляет значительно больше, чем другой цветистый рассказ. Язык пластики — язык линии, формы, цвета — звучит у Микеланджело так же мощно, кратко и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и вольно, что какая-либо другая трактовка привычных сюжетов думается уже неосуществимой.

Сутки первый. Отделение света от тьмы

Сикстинская капелла сотворение адама

и отделил Всевышний свет от тьмы. И назвал Всевышний свет днем, а тьму ночью

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих все центральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Дабы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, нужно пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от него к входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: Отделение света от тьмы, Сотворение светил и растений, Отделение тверди от воды, Сотворение Адама, Сотворение Евы. ( Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и поменял последовательность выбранных)

Сикстинская капелла сотворение адама

Сутки четвертый. Сотворение светил

да будут светила на тверди небесной

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело положил более всего личного кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые красивые тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись с луной. Создатель прославленной фрески постоянно ощущал себя прежде всего скульптором, довольно часто повторяя: Живопись не мое ремесло. И микеланджеловский Всевышний предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

Сутки третий. Отделение тверди от воды

соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша И назвал Всевышний сушу землею

Лик Саваофа то практически искажен муками творчества (Сотворение светил), то красив в своей сосредоточенности (Сотворение Адама). Его замечательное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук как будто бы излучают энергию. Всевышнему нет потребности прикасаться к своим творениям они повинуются его уверенным свободным жестам. В Отделении света от тьмы Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы словно бы слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук отправляет он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

Сикстинская капелла сотворение адама

И сотворил Всевышний человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его

В Сотворении Адама — по неспециализированному признанию, красивейшей композиции всей росписи от властной длани Саваофа к еще слабохарактерной, трепещущей кисти первого человека практически зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве возможно отыскать более правильную формулу творчества и чудотворства, более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже практически соприкоснувшиеся руки.

Сутки шестой. Сотворение Евы

мужчину и даму сотворил их

Сикстинская капелла сотворение адама

Незадолго до смерти Микеланджело стёр с лица земли все свои черновые наброски и эскизы — не желал, дабы потомки видели его пот, и в то время, когда мы наблюдаем на свод Сикстинской капеллы, нам думается, что величайший из живописцев земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.

Пожожие темы

Эмоциональный коэффициент В последние годы одним из самых актуальных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают свойство человека понимать и контролировать свои ...
Экзистенциальная психотерапия Экзистенциальная психотерапия — это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на свободную волю, свободное развитие личности, осознавание ответственн...
Что такое эдипов комплекс Далеко не редким явлением считается тот факт, что вы имеете возможность услышать от маленькой девочки: В то время, когда я буду взрослой, то в обязательном порядке выйду замуж за своего папу. Мальчики...