Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия — это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на свободную волю, свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход есть больше взором на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может применять любой способ либо подход, если он совместим с экзистенциальными взорами.

Экзистенциальная психотерапия

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии — философией существования, появившейся в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения — экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления людской-экзистенции — забота, ужас, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть — человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и имеется выбор своей сущности.

Экзистенциальная психотерапия

Философская база

Философской базой экзистенциальной терапии помогает, как уже говорилось, феноменологический подход, цель которого пребывает в отказе от принятия всех концепций действительности, дабы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, — до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Экзистенциальная психотерапия

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с действительностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и неизменно ведут диалог со своим окружением. В любой конкретный момент индивид есть творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В следствии он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание разных ярлыков пограничной, пассивной либо нарциссической личности, имеется неаутентичный метод отношения к себе и к другим. Люди не владеют личностью; они неизменно создают и пересоздают ее посредством собственного выбора и действий.

Жан-Поль Сартр высказал предположение, что, в то время, когда люди сталкиваются с необходимостью отвечать за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет изучение своего поведения и возможность выбора на базе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не требуется считать себя важным за свои импульсивные действия. Дабы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как доктор либо честный человек. Но в действительности принципиально важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, другими словами какой стиль поведения мы выбираем.

Каждый раз, в то время, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. К примеру, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, быть может, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы имеете возможность разрешить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Так, люди — это существа, при помощи которых действительность проявляет себя. Действия человека разрешают ясно выразить то, что было раньше только потенциальным либо запрятанным в действительности. Наиболее ответственным видом знания есть знание того, как (другими словами оно связано с действиями). К примеру, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия обязана научать быть человеком, а не получать знания о себе, другими словами о своем прошлом. Людям нужно обучаться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности (Тодд Дж. Богарт А. К. 2001).

Правила экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие экзистенциализм, включает множество разнообразных направлений и течений, но в ее основе лежат кое-какие неспециализированные идеи и правила.

Конечной целью экзистенциальной терапии есть предоставление клиенту возможности осознать личные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. В любых ситуациях терапия оказывает помощь им снять с себя ограничения, и содействует их формированию. Клиенты должны открыто взглянуть в лицо себе и тому, чего они избегали, — своей тревожности и, в конечном итоге, своей предельности. Довольно часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала свидетельствует пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни эйфории, в случае если люди не обучатся прямо наблюдать в лицо возможности потери, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что необходимо сделать клиенту, — это увеличить свойство осознания, другими словами осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, применяемые для поддержания отказа; действительность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Дабы оказать помощь клиенту преуспеть в этом, терапевт использует два основных инструмента — эмпатию и аутентичность.

Эмпатия употребляется как форма феноменологического способа. Терапевт пробует отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и нео.суждающее отношение может оказать помощь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой ответственный инструмент — личная аутентичность терапевта. В случае если целью терапии есть достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Чтобы стать аутентичным, клиенту нужно выяснить, что ему не нужно играться какую-то роль, не нужно стремиться быть идеальным либо таким, каким его желают видеть. Ему не требуется кроме этого отказываться от аспектов собственного опыта и возможно идти на риск. Терапевту направляться смоделировать эти качества и постараться стать настоящим лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть настоящим либо аутентичным свидетельствует делиться с клиентом, своими яркими впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту яркой личной обратной связи.

Техники экзистенциальной психотерапии

Не смотря на то, что экзистенциальные психотерапевты применяют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд изюминок, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких изюминок (Мэй Р. 1958).
1. Экзистенциальные психотерапевты применяют широкий спектр техник. Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй, варьируют от больного к больному и от одной стадии к другой на протяжении лечения одного и того же больного в зависимости от того, что нужно для наилучшего обнаружения существования данного конкретного больного сейчас его личной истории и что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире.

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности. с психоаналитической подготовкой, применяют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но неизменно с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни больного.

3. Акцент делается на присутствии, либо действительности взаимоотношений психотерапевт—больной, в которых психотерапевт озабочен не фактически проблемами, а пониманием и переживанием, как это быть может, бытия больного за счет проникновения и участия в поле больного. Данный взор разделяют кроме этого представители других психотерапевтических школ, разглядывающих больного как сущее, требующее понимания, а не как объект, который нужно подвергнуть анализу. Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и взятых знаний о переносе и других психологических процессах, он владеет свойством относиться к больному как к одной экзистенции, взаимодействующей с другой», говоря словами Бинсвангера. Больной есть не субъектом, а экзистенциальным партнером, и отношения — это встреча, либо со-бытие, между собой в настоящем присутствии. Задача психотерапевта — не оказывать на больного влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

Экзистенциальная психотерапия

4. Психотерапевт пробует избегать видов поведения, талантливых затормозить либо уничтожить экзистенцию полного присутствия в отношениях. Потому, что полная встреча с другим человеком часто порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, разглядывая этого другого как всего лишь больного, как объект, либо же фокусируясь на поведенческих механизмах. Методом блокирования присутствия возможно применение техник.

5. Цель терапии пребывает в том, дабы больной переживал свое существование как настоящее. Ему нужно всецело понять свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними. Интерпретация механизмов либо процессов как часть экзистенциальной терапии постоянно будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии — не только продемонстрировать больному, где, в то время, когда и из-за чего он не смог реализовать свой человеческий потенциал полностью, но и вынудить его пережить это так остро, как вероятно. Момент очень серьёзный, потому, что одна из изюминок невротического процесса в наше время — потеря смысла бытия, в то время, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает принимать себя как объект либо механизм. Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит только закрепить невроз, а терапия, которая это делает, только отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может привести к устранению признаков и тревоги, но за счет приспособления больного к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

Экзистенциальная психотерапия

6. Экзистенциальная терапия оказывает помощь больному развить установку либо ориентацию на обязательства. Данная установка предполагает решения и действия, но не для собственной выгоды. Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании больного. Такие обязательства являются нужным условием приобретения знаний. Больной не имеет возможности позволить себе получить инсайт либо знание , пока он не готовься к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают вероятным добавить к этому списку седьмую чёрта: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-на данный момент. Прошлое и будущее вовлекаются только постольку, потому, что они входят в текущее переживание. Здесь-и-на данный момент включает не только переживания больного за рамками терапии, вместе с тем его отношения с психотерапевтом. Возможно изучить личную историю больного, но не с целью растолковать ее в терминах какой-либо школы психотерапии. Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного больного (Binswanger L. 1964).

Этих аспектов, либо выговоров, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, чуть ли достаточно в качестве базы для практики. Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; принципиально важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, — другими словами экзистенция как она имеется, а не отдельные симптомы — отличается от объекта большинства классических подходов. Но нужно, дабы эти концепции проводились в жизнь посредством определенных способов, и возможно предполагать, что в случае если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и правилами, то и способы должны употребляться иные. Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется нужным, в особенности с учетом того, что процедуры эти смогут различаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не следует неприятность способов. Если они уверены в том, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности взаимоотношений, они не будут беспокоиться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия. Но при таких условиях они не начнут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности осознать либо освоить эти способы и процедуры. Однако способы и процедуры должны существовать, и им направляться уделять внимание, в противном случае подход будет принимать во внимание всецело интуитивным (Паттерсон С, Уоткинс Э. 2003).

Пожожие темы

Эмоциональный коэффициент В последние годы одним из самых актуальных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают свойство человека понимать и контролировать свои ...
Что такое эдипов комплекс Далеко не редким явлением считается тот факт, что вы имеете возможность услышать от маленькой девочки: В то время, когда я буду взрослой, то в обязательном порядке выйду замуж за своего папу. Мальчики...
Что такое фотогеничность Наблюдать что такое "ФОТОГЕНИЧНЫЙ" в других словарях: фотогеничный — (спец.). Ясный, владеющий свойствами, благоприятными для воспроизведения на фотографии либо киноэкране. Большой словарь иностранн...